Организация обучения в условиях пандемии

Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в образовательный процесс, заставив учреждения образования экстренно менять условия работы. Классический формат преподавания в аудитории сменился частичным и даже полным переходом в дистанционный. Для многих преподавателей процесс адаптации к новым условиям работы сопровождался преодолением множества сложностей, включая технические моменты и необходимость пересмотра контента учебного курса.

Нынешние обстоятельства во многих российских и других зарубежных источниках все чаще называют «экстремальными» или «экстренными». Правильно спланированное онлайн-обучение предполагает достаточно длительный период (по мнению экспертов, в среднем до полугода) подготовки качественных образовательных ресурсов и имеет существенные отличия от экстренного переноса обучения в дистанционный формат.

Очевидно, что все без исключения преподаватели задумались о выборе технологий и инструментов преподавания, которые помогут справиться с вызовом и организовать преподавание на должном уровне.

Использование в образовательном процессе БГУ информационно-коммуникационных технологий и LMS MOODLE способствовало оперативному решению ряда вопросов. Многие преподаватели не первый год использовали в своей практике смешанные формы обучения и интерактивные методы. Однако отдельным сотрудникам пришлось осваивать современные технологии в ускоренных темпах.

Что поможет наладить рабочий процесс в сложившейся ситуации? Прежде всего это обучение преподавателей современным педагогическим подходам и ознакомление с наиболее успешными практиками коллег.

В течение апреля 2021 преподаватели БГУ в рамках проекта Эразмус+ «Изменение в образовательной среде: продвижение инновационного преподавания и обучения для улучшения образовательной деятельности студентов в странах Восточного партнёрства» (PRINTeL) проводили бесплатные семинары-тренинги для своих коллег. В ходе обучения были представлены не только лучшие практики университетов Европы в области применения инновационных методов и технологий преподавания в условиях пандемии, но и собственный опыт и механизм адаптации к новым условиям организации образовательного процесса.

Занятия проводились в дистанционном формате, что позволило оценить условия работы как со стороны преподавателя, так и слушателя.

Тематика семинаров-тренингов включала 5 направлений:

  • Проектирование эффективного процесса обучения онлайн/ Designing Meaningful Online Learning;
  • Онлайн-обучение: разработка интерактивных и групповых занятий/ Online Teaching: development of interactive and breakout activities;
  • Видео как инструмент удаленного обучения в экстренных условиях/ Video as a learning tool for remote emergency teaching;
  • Компетентностный подход и оценка в цифровом обучении/ Competency-Based Approach and Assessment in Digital Learning;
  • Переосмысление онлайн преподавания/ Online Teaching Revisited.

 Обучение проводили 14 преподавателей, прослушавших соответствующие курсы в университетах Португалии, Австрии, Швеции, Бельгии и Португалии. В число слушателей трехдневных курсов, организованных в БГУ, вошли преимущественно представители экономического, исторического, филологического, механико-математического факультетов, факультетов журналистики, международных отношений, социокультурных коммуникаций, а также сотрудники других структурных подразделений. Всего в течение месяца обучение прошли 155 человек.

 Выбранные формы работы с аудиторией предусматривали отработку тех инструментов, которые могут быть использованы в дальнейшем при обучении студентов. Каждый участник мог поделиться мнением и поразмышлять над изменениями своей педагогической практики. Обсуждались вопросы проектирования онлайн-занятия и использования доступных способов активизации обучения студентов. Кроме того, в рамках изучения каждой темы были предусмотрены практикумы для того, чтобы участники смогли сами поработать с различными инструментами и приложениями и улучшить свои навыки в онлайн-преподавании.

В целом проведенные семинары-тренинги получили высокую положительную оценку, вызвали живой интерес и желание многое переосмыслить. Важно отметить, что результатом анализа обратной связи слушателей стало высказанное желание внедрять новые технологии, методы и инструменты в собственной практике.

ФПКиП благодарит всех участников проекта за работу и видение развития образовательной среды в ближайшем будущем.